Эссе «Я - педагог»
Я работаю учителем информатики начальных классов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Свирска». Мой педагогический стаж пока невелик, 12 лет, но я с уверенностью могу сказать, что я выбрала именно тот профессиональный путь, который мне близок, трудный, но интересный.
Что привело меня к этой профессии? Ведь по специальности я юрист, а по жизни стала учителем. Наверное, неспроста жизненная дорога привела меня в школу. Я часто вспоминаю свои школьные годы, любовь к спорту, активному образу жизни. Мечтала, что свою жизнь свяжу именно со спортом. Но судьба распорядилась иначе: мне пришлось оставить свою родину, любимый город Семипалатинск и приехать в 1994 году в небольшой сибирский городок.
Для меня всё изменилось, когда я в 2003 году переступила порог школы. Первое впечатление, конечно, страх. Страх перед неизвестным, а смогу ли я? Но что-то подсказывало, что смогу, и смогу даже больше, чем сама от себя ожидаю, и это ощущение не покидает меня до сих пор.
Пролетело 12 насыщенных событиями школьных лет, и как-то незаметно для меня многое изменилось. Я стала жить, думать и поступать по-другому. Школа наложила свой отпечаток на мою жизнь, и, наверное, впервые за прошедшие годы я почувствовала себя Учителем.
Почему я решила стать учителем? Возможно, потому что я никогда не любила ничего скучного и однообразного. А в школе каждый последующий день не похож на день предыдущий.
Самой главной задачей учителя является установление контакта с учениками, пусть и маленькими, но уже личностями. И это одно из первых условий в работе. Продуктивность учебы напрямую зависит от взаимоотношений учителя и учеников. Если контакт не налажен, то положительного результата в обучении не жди. Сначала взаимопонимание и только потом обучение.
Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Во что я верю? Я верю, что каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.
Родители доверяют мне своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.
Я понимаю, что школьная жизнь ребёнка зависит во многом и от меня. Я много думаю о том, как помочь ребёнку в его развитии, в его физическом, умственном и духовном росте и становлении. Думаю и ищу. Я часто произношу слова одобрения и рада за детей даже тогда, когда успехи ученика скромны. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг навстречу успеху.
Воспитание детей - процесс очень интересный, безумно увлекательный, но в то же время сложный и ответственный. Моя задача - подобрать особый ключик к каждому ребёнку, раскрыть его внутренний мир. Каждый ребенок индивидуален, уникален.
Один из моих главных педагогических принципов - не останавливаться на достигнутом. Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы обеспечить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Каждую минуту количество информации в мире растет. Навыки работы с информацией, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни.
Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, нужна личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.
В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Каждый год нужно вносить коррективы в изучаемый материал, быть в курсе всех новинок техники и программного обеспечения, ведь часто дети задают вопросы о новой программе или просят рассказать о новой марке телефона. Иногда я не могу ответить на их вопросы, но это только подталкивает меня к самообразованию. Учиться и уметь применять свои знания – вот заповеди человека, желающего стать профессионалом своего дела.
Обучение выстраиваю через действия. «То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю; то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому на всю оставшуюся жизнь». Это высказывание Конфуция подтолкнуло меня к таким инновационным методам обучения, как использование проблемных вопросов, заданий исследовательского характера, проектирования. Выстраиваю работу так, чтобы на практике понять, что знание, добытое самим человеком, остается в памяти намного дольше, чем просто услышанное на уроке.
В работе с детьми я руководствуюсь основным правилом: пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.
Что я хотела бы видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное, чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.
Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя - выявить одаренность каждого ученика. Моя задача - помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Найти рецепт учительского успеха - мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует.
Благодаря специфике моей работы, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.
В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
- научить школьников быть независимыми, ведь чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами;
- необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;
- создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;
- моя практическая задача - привести знакомство ученика с информатикой в начальных классах к самостоятельному, более глубокому изучению этого предмета во внеурочное время;
- подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться в современном обществе.
"Урок окончен", - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, смогла ли я открыть для них сложный и многообразный мир информатики?
Мне хочется верить и надеяться, что каждый мой урок - это маленький ноктюрн, когда затрагиваются тонкие струны детских душ, и если они звучат как единая мелодия, значит, жизнь состоялась.
В этом и заключается моя педагогическая философия. И если мне зададут вопрос: «Не пожалела ли я, выбрав профессию учителя?», отвечу: «Нет». С каждым днем я все больше убеждаюсь: я сделала правильный выбор. Я строю свою жизнь так, чтобы достойно носить имя Учителя. И каждый мой день – это очередной шаг на пути к этому высокому званию.