Воскресенье, 22.12.2024, 12:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Методическая копилка

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Использование информационных технологий в развитии познавательной деятельности младших школьников

    Использование информационных технологий в развитии познавательной деятельности младших школьников

     

    Учеба - труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому я стараюсь делать так, чтобы этот нелегкий учебный труд приносил удовлетворение, радость школьникам, возбуждал желание вновь и вновь познавать. От меня зависит, потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонёк. Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи:

    - закрепление интереса, с которым дети пришли в школу;

    - развитие и направление интереса к учению;

    - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его личного продвижения в процессе обучения и воспитания;

    - достижение высокого качества образования.

    Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит, прежде всего, на уроке. Я понимаю, что от того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на моих уроках, зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях. Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес на каждом этапе любого урока, стараюсь работать в инновационном режиме, используя информационные технологии, что и является основным направлением модернизации образования. В этом огромную роль играет изучение курса информатики в начальных классах. Этот курс и вносит значимый вклад в развитие информационного компонента общеучебных умений и навыков, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.

    Темы курса, как и способы их подачи, доступны и интересны. А главное - они помогут детям осваивать любые, в том числе, традиционные предметы.

    У детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Этим тоже можно объяснить необходимость изучения основных понятий информатики в начальных классах.

    В настоящее время дети не просто должны знать о существовании компьютера, не просто иметь представление о нем, а уметь на нем работать, уметь пользоваться этой техникой.

    Введение со второго класса предмета информатики предоставляет возможность рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на ЭВМ.

    На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление. Учебный процесс раскрывается как процесс получения и обработки информации. В связи с этим на уроках информатики я широко использую разнообразные формы урока, игровые и наглядные методы обучения и контроля знаний, связи с повседневной жизнью.

    Уровень развития системного мышления во многом определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения.

    Именно в этом аспекте наиболее продуктивной является образовательная область информатики, где аккумулирован огромный потенциал компьютерных методов исследования любых предметных областей. Одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Это своего рода предмет, где можно, используя идеологию системного подхода, изучать объекты из разных предметных областей. При этом помимо развития системного мышления, может быть достигнута не менее важная цель - закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах. Причем это можно организовать в результате продуктивной деятельности, где в основе лежат исследования и творчество.

    На первом этапе развития системного мышления я учу младшего школьника понимать, что же такое объект, как его можно описать, что можно с ним делать, какая может быть создана информационная модель, и какой инструмент можно использовать для исследования модели, а значит, и объекта. Прежде всего, учу корректно формулировать цель. Затем, задавшись некоей формой представления информации об объекте, отобрать в соответствии с целью, наиболее существенную. Предлагаю в качестве такой формы использовать таблицу, где приводятся параметры и действия, характеризующие объект. Информация об объекте, представленная в зависимости от поставленной цели совокупностью параметров и действий, будет служить базой для исследований на компьютере.

    Второй этап, это более сложный и неоднозначный этап формирования системного мышления, где я учу представлять объект в виде системы более простых объектов, которые находятся во взаимосвязи между собой. Кроме того, разъясняю, когда объект можно рассматривать как систему, а когда самостоятельно.

    На следующем этапе особое внимание уделяю моделированию на компьютере. При этом акцент ставлю на взаимосвязь цели исследования и всей технологии моделирования. При моделировании беру задачи из других школьных дисциплин. Тем самым естественным образом будет обеспечено решение одной из часто обсуждаемых педагогических проблем -организация межпредметных связей.

    Целесообразность изучения информатики в начальных классах подтверждается результатами обучения:

    - учащиеся знакомятся с видами информационной деятельности;

    - узнают о видах информационных объектов,

    - у детей повышается уровень логического мышления;

    - увеличивается скорость мыслительных операций.

    Изучение информатики гарантирует реализацию межпредметных связей и преемственности со средней школой.

    Уроки выполняют роль своеобразной оболочки, которая наполняется содержанием основных уроков.

    Если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт натолкнул меня на мысль применять на уроке новые информационные технологии. Использование ПИТ может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

    Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к первому звену школьного образования в начальной школе. В этом возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствует развитию ребенка как творческой личности.

    Таким образом, использование информационных технологий на уроках информатики дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развить творческие способности учащихся, что является важнейшим условием повышения качества образования.

     

     

     

     

    Картакова Н.И., учитель информатики

    Сертификат о публикации

    Категория: Мои статьи | Добавил: kartakova (21.01.2016)
    Просмотров: 702 | Рейтинг: 5.0/4
    Всего комментариев: 0
    avatar