Введение
Процесс информатизации образовательных учреждений набирает обороты. Компьютеры, локальные сети, доступ к ресурсам сети Интернет имеются во всех образовательных учреждениях, практически у каждого преподавателя и учащегося есть личный компьютер. Применение средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития учащихся целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков, на психическое здоровье. Поэтому минимизация вредного воздействия компьютеров и других аппаратно-программных средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) на детский организм и психику становится одной из важных задач, стоящих перед современными образовательными учреждениями.
1. Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе
В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.
Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. Входить в верхней одежде строго запрещается.
Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6кв.м. Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. ПК лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном месте. Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими ПК. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.
Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо. Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300лк, а экрана не более 200лк.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура – 19–21ºС, относительная влажность – 55–62 %. Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно. Помещение должно обязательно оборудоваться системой кондиционирования воздуха.
Помещение должно быть оснащено аптечкой первой помощи и огнетушителем.
2. Требования к организации режима детей для занятий с компьютерами
Время работы детей за компьютером:
- для учащихся 1 классов - 10 минут;
- для учащихся 2-5 классов - 15 минут;
- для учащихся 6-7 классов - 20 минут;
- для учащихся 8-9классов - 25 минут;
- для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий - 30 минут, на втором - 20 минут.
Работа с компьютером должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе. После установленной длительности работы с компьютером должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса.
Занятия творческой и досуговой деятельностью в кружках с использованием информационных технологий должны организовываться не раньше, чем через час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием информационных технологий должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
- для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) - не более 60 минут;
- для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.
После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Запрещается использование одного компьютера для двух и более детей независимо от возраста.
3. Гимнастика для глаз
- Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, медленно считая до 5. Повтори 4 - 5 раз.
- Крепко зажмурь глаза (досчитай до 3), открой их и посмотри вдаль (досчитай до 5). Повтори 4 - 5 раз.
- Вытяни правую руку вперед. Следи глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повтори 4 - 5 раз.
- Посмотри на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенеси взор вдаль на счет 1 - 6. Повтори 4 - 5 раз.
- В среднем темпе проделай 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабь глаза, посмотри вдаль на счет 1 - 6. Повтори 1 - 2 раза.
- Расслабься. Медленно двигай глазами слева направо, затем справа налево. Повтори 3 раза в каждую сторону.
- Медленно переведи взгляд вверх – вниз, затем наоборот. Повтори 3 раза.
4. Правила поведения в кабинете информатики
Уроки в компьютерном классе рекомендуется проводить совместно с лаборантом.
Правила организации учебной деятельности учащихся на занятиях информатики (для учителя):
- Вход в кабинет в верхней одежде и без сменной обуви (в грязные периоды) воспрещен.
- Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
- Не допускать свободного перемещения учащихся в компьютерном классе.
- Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
- Включать и выключать компьютеры, а также устанавливать программы может только учитель и лаборант.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
Правила поведения учащихся в компьютерном классе:
- Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
- Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
- Включать и выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
- Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
Список литературы
. Агабабян Н.В., Любимова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении занятий по информатике с детьми. Тамбов, 2008.
. Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. Спб, 2008.
. Евтеев Л. Безопасность ребёнка в интернете. Инновационная образовательная сеть "Эврика" - Пермь, 2009. [Электронный ресурс]. - URL: http://|www.diaghilev.perm.ru/class/sobr4-2.htm
. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010.
. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. М., 2007.
. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 473с.
. Расторгуев С.П. Основы информационной безопасности // Информатика и образование. - 2007. - №8.
. СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
. Сидорова А. Влияние компьютерных игр на поведение подростков //Воспитание школьников. 2007. №7.
. Силаев А.А,, Кузнецова Л.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Попова Л.Н. Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером //Практика педиатра. Гигиена. // 2009, октябрь.
. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2005.
. Стресс жизни: Сборник./ Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.) - Спб
Сертификат о публикации материала
Источник: http://kartakova.ucoz.com/ohrana_zdorov.docx |