Развитие проектных компетенций младших школьников
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Проблема эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов в условиях модернизации российского образования.
Информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют:
- формировать у учащихся знания, умения и навыки,
- развивать личность ребёнка,
- удовлетворять его познавательные интересы.
В психологических исследованиях отмечается, что информационно-коммуникационные технологиивлияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.
В образовательный процесс внедряются новые виды учебной деятельности, характерные именно для современной информационной среды.
Проектно - исследовательская деятельность - одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Метод учебных проектов используется как технология развития умений учиться. В настоящее время его все чаще рассматривают как систему обучения, которая
- способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления;
- интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса;
- приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем;
- способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
- учит их размышлять, прогнозировать,
- формирует самооценку.
От качества фундамента, заложенного в начальной школе, зависит дальнейшее обучение ребёнка, что налагает особую ответственность на учителя, который помогает ребёнку развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную деятельность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир.
От преподавателя зависят в большой степени здоровье и эмоциональное благополучие его учеников. Внедрение в образовательный процесс ИКТ помогает решить все эти задачи.
Мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ. Я заметила, что стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
Я заранее предлагаю темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Они выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Я выступаю в роли консультанта, помогаю решить возникающие «технические» проблемы.
Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося и даёт тот результат, к которому мы стремимся при компетентностном подходе – формирует из ученика, вовлечённого в деятельность, человека умеющего.
Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Специфика воспитания конкурентоспособной личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:
- развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
- сформировать умение отстаивать свои права;
- развить способность к созидательной деятельности;
- воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.
Подготовительный этап
- определение темы;
- постановка цели и задач, определение источников информации;
- выбор критериев оценки.
Основной этап
- разработка проекта- (сбор и уточнение информации).
Заключительный этап
- Защита проекта.
Нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определенные сложности. Поэтому проекты целесообразнее проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.
|